Минэкологии Нижегородской области предлагает рассмотреть на Конгрессе особенности реализации НП «Экология» на уровне субъектов РФ и муниципалитетов в условиях реформирования природоохранного законодательства | Всероссийский Водный Конгресс
меню
15.04.2020

Минэкологии Нижегородской области предлагает рассмотреть на Конгрессе особенности реализации НП «Экология» на уровне субъектов РФ и муниципалитетов в условиях реформирования природоохранного законодательства

По информации ведомства сегодня на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает много практических вопросов в ходе реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» в связи с реформированием федерального законодательства об охране окружающей среды и законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также при подготовке материалов по определению местоположения береговых линий, границ водоохранных зон, зон затопления, подтопления.

Среди основных предложений Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области:

  • В связи с тем, что положения статьи 113 Лесного кодекса Российской Федерации не содержат норм о запрете рубок лесов, расположенных в водоохранных зонах, считаем целесообразным предусмотреть в проекте Резолюции предложения о внесении в Лесной кодекс Российской Федерации изменений, направленных на полный запрет рубок лесов в водоохранных зонах и создание условий, способствующих формированию в этих зонах высоковозрастных лесов, так как только такие леса могут полноценно выполнять водоохранные функции.
  • Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовить разъяснения для субъектов Российской Федерации о возможности использования средств субъекта Российской Федерации на проектные и изыскательские работы и сами работы по осуществлению следующих мероприятий: строительство защитных гидротехнических сооружений, мониторинг в части гидрологических наблюдений, состояния дна и берегов, наблюдений за режимом использования зон затопления, подтопления на водных объектах, полномочия которые субъекту Российской Федерации не переданы; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, в том числе восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение их истощения, ликвидация их засорения и загрязнения.
  • Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды рекомендовать обеспечить внедрение систем онлайн-мониторинга за сбросами сточных вод в водоемы и методическое сопровождение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей водных объектов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления и подтопления, водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, а также деятельности по подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления и материалов по определению местоположения береговых линий и границ водоохранных зон.
  • С целью решения вопроса завершения строительства Чебоксарской ГЭС на реке Волге рекомендовать Правительству Российской Федерации определить государственного заказчика указанного строительства и поручить ему разработку проектной документации по завершению строительства Чебоксарского гидроузла с отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) 63,0 м. Рекомендовать Минприроды России организовать выполнение в 2020 — 2021 годах научно-исследовательских работ по комплексной оценке экономической эффективности, экологических, геоэкологических и социальных последствий завершения строительства Чебоксарской ГЭС, включая прогнозирование качества воды, подтопления и других опасных геологических процессов, других экологических эффектов и рисков, с детальной проработкой вопросов охраны окружающей среды, обеспечения экологических режимов и ограничений при регулировании стока, обеспечения необходимых глубин для судоходства, пропуска половодий и обустройства Чебоксарского водохранилища для вариантов завершения строительства Чебоксарской ГЭС при НПУ 63 метра.
  • По вопросу обеспечения судоходства на реке Волге между городами Городец и Нижний Новгород подтвердить актуальность заключения НС РАН от 11 сентября 2015 г., в котором указано, что среди проектных решений по обеспечению устойчивого судоходства на данном участке русла Волги «предпочтительнее выглядят варианты, обеспечивающие сохранение сложившейся экосистемы проточного участка Волги, судоходство в нижнем бьефе Городецких шлюзов, предполагающие обустройство зоны влияния Чебоксарского водохранилища при его НПУ 63 м, и не предполагающие строительства новых гидроузлов и повышения отметок водохранилищ существующих гидроузлов».

Рекомендовать Минтрансу России:

  • уточнить объемы перспективных грузопотоков через Городецкие шлюзы на период до 2030г. и оценить возможности действующих сооружений в части пропуска судов, тоннажа и грузов при существующем и оптимальном составе флота, обеспечивающем максимальную производительность системы;
  • в качестве основного варианта решения проблемы Городецких шлюзов заменить реализацию проекта «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла» иным мероприятием по обеспечению судоходных условий, не наносящим вред населению и окружающей среде, для чего поручить Росморречфлоту разработать проект строительства третьей нитки шлюзов нижней ступени Городецких шлюзов Городецкого гидроузла с пониженным заложением порога и проведением дноуглубительных работ в нижнем бьефе;
  • провести технико-экономической оценку и обоснование гарантированных габаритов судовых ходов Единой глубоководной системы европейской части России, включая проработку вопроса снижения требований по гарантированной глубине указанной глубоководной системы с 4 м до проектной величины 3,65 м, а также проработку требований к проектируемым и строящимся судам с учётом существующего состояния гидротехнических сооружений и реальных перспектив развития инфраструктуры внутренних водных путей, с внесением соответствующих изменений в Стратегию развития внутреннего водного транспорта и государственную программу «Развитие транспортной системы».

Рекомендовать Росводресурсам:

  • ускорить утверждение Правил использования водных ресурсов водохранилищ Волжско-Камского каскада;
  • при разработке проектов указанных Правил обеспечить выполнение требований пункта 21 приложения № 2 к Методическим указаниям по разработке правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.01.2011 № 17;
  • ускорить утверждение Правил использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, предусматривающих увеличение сбросных расходов в створе Горьковского гидроузла в навигационный период (с 1100 до 1300 куб м/сек) с целью обеспечения устойчивого судоходства крупнотоннажных судов в нижнем бьефе Городецких шлюзов.

Отметить принципиальную важность системного привлечения институтов фундаментальной науки на максимально ранних, концептуальных стадиях подготовки крупных инфраструктурных и подобных им государственных проектов, разработки методики научной оценки экологических рисков при осуществлении упомянутых проектов и законодательного оформления механизма научного сопровождения таких проектов, а также возвращения проектов строительства указанных объектов в число объектов государственной экологической экспертизы.

Новости конгресса

Смотреть все новости

Контакты

Организационный комитет Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Контакты

Организационный комитет
Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Задать вопрос

Спасибо за заявку!

Вопрос отправлен

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

закрыть

ИТОГИ ПРЕДЫДУЩИХ КОНГРЕССОВ