РЕЗОЛЮЦИЯ
II ВСЕРОССИЙСКОГО ВОДНОГО КОНГРЕССА:

«Россия на мировом рынке воды: конкурентоспособность, компетенции, инновации»,

5-7 июня 2018 года, г. Москва

II Всероссийский водный конгресс собрал 1200 участников из 73 субъектов РФ, более 100 представителей средств массовой информации, включая государственные телеканалы, крупнейшие общественные, деловые и отраслевые издания. Работу деловой программы поддержали профильные министерства, подведомственные службы и агентства, госкорпорации, крупнейшие экологические фонды, представители научного и бизнес сообщества.

На площадке мероприятия состоялось 30 тематических секций, круглых столов и панельных дискуссий по вопросам технологической модернизации и цифрового развития водохозяйственного комплекса России, проблемам эффективного использования и освоения водных ресурсов, перспективам перехода на экологически ответственное и рациональное водопользование во всех отраслях экономики. Особое внимание в деловой программе было уделено обсуждению майских Указов Президента Российской Федерации в части повышения качества питьевой воды, поиску новых точек роста для технологического лидерства на рынках водных ресурсов и водоемной продукции, а также охраны, защиты и реабилитации уникальных водных объектов.

Мероприятие прошло при содействии специального представителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Борисовича Иванова и Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Генеральным партнером Конгресса выступил Кластер водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге; Партнерами – ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», Российские коммунальные системы(РКС), АО «ОТЭК, Сибирская генерирующая компания, Фонд имени В.И.Вернадского, Компания Alta Group, Стратегическая группа «Гиперион», Группа компаний «Водоканал Эксперт».

Международные вызовы, связанные с дефицитом водных ресурсов, их деградацией и загрязнением, все рельефнее выделяются в глобальной повестке основных международных институтов и стран. Если в 2000 г. дефицит пресной воды, включая сельскохозяйственные и промышленные нужды, оценивался в 230 млрд м3/год, то к 2025 г. этот дефицит на планете увеличится до 1,3-2,0 трлн м3/год.

Использование воды для нужд жизнедеятельности населения и экономики сегодня описывается показателями водозабора и водопотребления, а также сопоставлением этих показателей с макроэкономическими показателями. Однако репрезентативность такого набора данных невелика. Так, данные государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды» (госдоклад) показывают на примерах отечественной и зарубежной статистики отсутствие жесткой зависимости между темпами экономического развития и динамикой водозабора. Абсолютные показатели водозабора на 2016 год составляют для России 63 млрд куб.м., из которых 83% приходится на поверхностные источники, и 17% на подземные. Водоемкость, рассчитываемая как общий забор воды из природных источников на все нужды к ВВП в текущих ценах, оценивается в 0,81 м³/тыс. руб.

Использование забранной свежей воды на все нужды (водопотребление) оценивается в госдокладе за 2016 г. в 54,7 млрд куб.м. Одновременно с этим делается вывод, что динамика забора воды из водных объектов не всегда прямо пропорциональна изменениям его использования.

Таким образом, становится очевидно, что для управления водохозяйственным комплексом, а тем более для управления его форсированным развитием необходимо наладить качественно иную систему статистического наблюдения и контроля, позволяющую оценить эффективность водопользования в масштабе экономики страны и в разрезе основных водоемких отраслей народного хозяйства.

Задача форсированного развития водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей отвечает целям указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Как отмечается в послании Президента РФ Федеральному Собранию, в 2018 году в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления.

Масштабная программа пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов невозможна без комплексной модернизации водохозяйственного комплекса. При этом модернизация должна отвечать вызовам современных технологических требований, проводиться на основе ускоренного внедрения цифровых технологий.

Эта работа должна охватить не только водопотребителей и водопользователей, совместно использующих водные ресурсы, но и смежные отрасли народного хозяйства. Технологический прорыв в интегрированной сфере водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики должен преследовать цель обеспечить переход этой части экономики в четвертый технологический уклад. Такой амбициозный уровень задач требует качественно новой организации государственного управления этой областью экономики.

Отсутствие координации и согласованности управления выливается в низкую управляемость и неэффективное использование средств как бюджетной системы, так и экономики в целом. Так, например, участниками Конгресса был проведен отдельный круглый стол, посвященный проблемам разработки и использования Схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). Итоги работы мероприятия убедительно показывают, что лишь малая доля утвержденных СКИОВО может являться основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, и, тем более, являться нормативным фундаментом для развития экономики, связанной с эксплуатацией водных объектов.

Приходится констатировать недостаточность и низкое качество имеющейся информации, на основе которой приходится принимать управленческие решения в масштабах страны. Так, например, собирая данные по технической и экономической формам статистического наблюдения, Росстат дает разницу по одному и тому же показателю отпуска воды в сеть с разницей в 4 кубокилометра (sic!). Очевидно, что при таких погрешностях установление целевых показателей для развития системы превращается в бессмысленную бумажную работу. Обеспечение технологического прорыва должно поддерживаться построением государственных информационных систем и переходом на единые цифровые платформы.

Цифровизация интегрированной сферы водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики серьезно укрепить позиции России на мировом рынке воды, сделает отечественные товары более конкурентоспособными за счет снижения транзакционных издержек, лучшей адаптации под конъюнктуру мировых рынков и перехода на экологически ответственное хозяйствование.

Комплексная модернизация водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики в рамках пространственного развития России должна обладать необходимой гибкостью. Проведенные в рамках подготовки к Конгрессу совещания с федеральными округами показали важность вариативности и учета местных особенностей и приоритетов при выборе направлений развития. Спектр критических задач включает в себя задачи достижения экологического благополучия (очистные сооружения, расчистка акваторий), здравоохранение (качество питьевой воды), экономические задачи (нехватка воды, водоемкой продукции и водных биоресурсов).

В качестве оптимального института форсированного развития водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей большинство субъектов видит учреждение субъектовых водных фондов, предложенных и поддержанных Конгрессом в рамках года экологии.

Финансовое обеспечение программ модернизации ВХК и водоемких отраслей экономики происходит за счет средств, которые находятся в распоряжении государства, предприятий, организаций, аккумулированных в соответствующих фондах. Основная цель формирования и использования финансовых инструментов заключается в целостном комплексном воздействии на регулируемую систему адекватными методами, экономически заинтересовывающими субъектов хозяйствования в достижении поставленных задач с учетом специфики рыночных отношений, условий их формирования и существования, критериев оценки конечных результатов. Применение финансовых инструментов регулирования позволяет не ущемлять экономической самостоятельности субъектов природопользования.

Важным условием востребованности водных фондов является их долгосрочность. Реализация капиталоемких программ требует вовлечения значительного числа инвестиционных ресурсов, в том числе из банковской сферы. Законодательно закрепленная надежность и долговременность существования системы водных фондов будет являться залогом устойчивого развития водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей.

Кроме создания специализированных фондов целесообразно вовлечь в повышение инвестиционной активности как можно большее число институтов развития, основными из которых, не считая специализирующихся на агропромышленных вопросах, являются: Инвестиционный фонд РФ, Роснано, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Российский фонд информационно-коммуникационных технологий; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфер, Внешэкономбанк и Сбербанк.

В работе Конгресса из них приняли участие представители Фонда ЖКХ, группы компаний «Роснано», Внешэкономбанка и Сбербанка.

В частности, участниками был рассмотрен имеющийся опыт государственной поддержки проектов модернизации коммунальной структуры в сфере водоснабжения и водоотведения. Эксперты подчеркнули, что наиболее успешными стали проекты, которые были реализованы при участии средств Фонда ЖКХ (софинансирование затрат на подготовку и реализацию проекта в рамках постановления Правительства РФ № 1451). Данный механизм государственной поддержки позволил привлечь в проекты водоснабжения и водоотведения частные инвестиции и не допустить существенного роста тарифов для населения.

В связи с этим большинство представителей регионов высказались за продолжение такой поддержки инфраструктурных проектов и отметили, что отрасли необходим специализированный государственный институт развития, который будет осуществлять системную организационно-методическую и финансовую поддержку проектам модернизации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основным финансовым механизмом поддержки проектов должно стать софинансирование части затрат на подготовку и реализацию проектов. Данный механизм сможет обеспечить инвестиционную привлекательность проектов в условиях ограничения роста тарифов. Такая мера позволит привлечь широкий круг инвесторов в неокупаемые на сегодня проекты водоснабжения и водоотведения.

Также для повышения результативности реализации проектов необходимо разрешить регионам выбор различных форм государственно-частного партнерства для получения государственной поддержки и внести определенные поправки в законодательство, касающиеся снижения рисков прогнозируемости доходов в концессиях.

Учитывая, что сегодня проводится работа по системной ревизии таких институтов развития и приведению их стратегий в соответствие с целями, поставленными Президентом, важной задачей является включение проектов, связанных с использованием и сохранением водных богатств, в повестку дня работы таких институтов.

Таким образом, работа институтов развития и субъектовых водных фондов будет отвечать целям, поставленным в обращении Президента РФ к Федеральному Собранию в этом году и в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: увеличению инвестиций, идущих на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности.

***

В рамках Конгресса, в ходе работы 30 секций был затронут широкий спектр тем, охватывающих вопросы технологического и институционального развития водохозяйственного комплекса России и водоемких отраслей, проблем нормоприменения, особенно в части экологического законодательства, системного использования и освоения водных ресурсов с использованием цифровых технологий. Многообразие возникающих вопросов и важность согласованного развития отраслей – без чего технологический прорыв даст в лучшем случае точечные результаты – привело участников Конгресса к идее создания координационного центра на базе Всероссийского водного конгресса – некоммерческой организации, способной представлять интересы всех представителей водохозяйственного комплекса России и водоемких отраслей в процессе совместной работы с органами власти, институтами развития и между собой.

Участниками II Всероссийского водного конгресса: «Россия на мировом рынке воды: конкурентоспособность, компетенции, инновации» сформулированы предложения в адрес органов власти, которые для удобства работы были разбиты на тематические блоки. Ниже представлены предложения, носящие принципиальный и общий для всех участников характер. Предложения по конкретным тематикам сведены в обособленные приложения, что позволит более оперативно и точечно организовать работу по их рассмотрению в заинтересованных ведомствах и имплементировать в текущую нормотворческую дельность.

I. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Поддержать предложение по созданию экологических водных фондов субъектов Российской Федерации в целях комплексной модернизации водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики в рамках пространственного развития России;

2. Провести общественное обсуждение по вопросу выделения приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики, требующих поддержки институтов развития Российской Федерации.

3. Поддержать создание координационного центра на базе Всероссийского водного конгресса, призванного представлять интересы всех представителей водохозяйственного комплекса России и водоемких отраслей в процессе совместной работы с органами власти, институтами развития и вырабатывать единую позицию данной части экономики России.

4. Направить данную резолюцию в Правительство Российской Федерации и органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.

II. Правительству Российской Федерации.

1. Поддержать предложение по созданию на долгосрочной основе экологических водных фондов субъектов Российской Федерации в целях комплексной модернизации водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики в рамках пространственного развития России;

2. В рамках разработки национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создать межведомственную рабочую группу по преобразованию водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики как единой системы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

3. В рамках проводимой Правительством Российской Федерации системной ревизии институтов развития РФ и приведению их стратегий в соответствие с целями, поставленными Президентом в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотреть направления по развитию водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики деятельности таких институтов.

4. В целях реализации приоритетных задач, стоящих перед жилищно- коммунальным комплексом, а также во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации № 204, подержать предложение о создании государственного отраслевого института развития и возложить на Фонд содействия реформированию ЖКХ функции данного института развития, в том числе по поддержке проектов модернизации объектов и систем водно- коммунального хозяйства.

III. Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации.

1. Поддержать предложение по созданию экологических водных фондов субъектов Российской Федерации в целях комплексной модернизации водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики в рамках пространственного развития России;

2. Поддержать создание межведомственной рабочей группы при Правительстве РФ по преобразованию водохозяйственного комплекса и водоемких отраслей экономики как единой системы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений в рамках разработки национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

4. В целях реализации приоритетных задач, стоящих перед жилищно- коммунальным комплексом, а также во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации № 204, подержать предложение о создании государственного отраслевого института развития и возложить на Фонд содействия реформированию ЖКХ функции данного института развития, в том числе по поддержке проектов модернизации объектов и систем водно- коммунального хозяйства.

5. Поддержать создание координационного центра на базе Всероссийского водного конгресса, призванного представлять интересы всех представителей водохозяйственного комплекса России и водоемких отраслей в процессе совместной работы с органами власти, институтами развития и вырабатывать единую позицию данной части экономики России.

Новости конгресса

Смотреть все новости

Контакты

Организационный комитет Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Контакты

Организационный комитет
Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Задать вопрос

    Спасибо за заявку!

    Вопрос отправлен

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время

    ×
    закрыть

    ИТОГИ ПРЕДЫДУЩИХ КОНГРЕССОВ