РЕЗОЛЮЦИЯ
IV ВСЕРОССИЙСКОГО ВОДНОГО КОНГРЕССА:

«Водные ресурсы: национальные приоритеты и задачи. Новые точки экономического и технологического развития водохозяйственного комплекса»

30 сентября - 02 октября 2020 года, г. Москва

IV Всероссийский водный конгресс подтвердил статус крупнейшего межведомственного и межотраслевого мероприятия по водным ресурсам, на котором профильные органы власти и сферы водопользования вырабатывают подходы и формируют направления развития, направленные на сохранение водного фонда страны и сбалансированного развития водохозяйственного комплекса.

Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию и связанные с ней ограничения, мероприятие собрало более 1000 очных участников из 65 регионов России и почти 2000 онлайн посетителей через электронную трансляцию в сети интернет. В рамках деловой программы состоялось 25 круглых столов и тематических секций, выступили более 150 экспертов, включая международных спикеров из Германии, Израиля и Республики Корея.

В пленарном заседании приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаев, Министр природных ресурсов и экологии РФ Д.Н. Кобылкин, Министр строительства и ЖКХ РФ В.В. Якушев, Руководитель Роспотребнадзора А.Ю. Попова, губернатор Ставропольского края В.В. Владимиров.

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, спецпредставитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Б. Иванов и Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, Председатель Общественного совета при Минстрое России С.В. Степашин направили в адрес Конгресса приветственные слова.

В пленарном заседании также приняли участие Чрезвычайный и полномочный Посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Сок Пэ и Глава Торгово-экономического представительства Посольства Израиля в Российской Федерации Якир Давидсон.

Генеральным партнером Конгресса выступила государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Стратегическими партнерами: АО «Мосводоканал», ООО «Новые трубные технологии», ООО «Группа Полипластик», компания «Helyx». Официальными партнерами: АО «ОХК «Уралхим», ПАО «Мегафон» и группа компаний «Водоканал-Эксперт».

Центральными темами конгресса стали пути совершенствования и расширения национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов. Важным аспектом дальнейшего развития отраслей водохозяйственного комплекса должно стать создание единых интеграционных и компромиссных подходов, использование более гибких и ориентированных на конкретные условия механизмов поддержки инфраструктурных проектов в интересах всех отраслей экономики с учетом социальной и экологической ответственности бизнеса.

Реализация национального проекта «Экология» показала перспективность межотраслевого взаимодействия при реализации национальных задач в рамках каждого из федеральных проектов. Участие заинтересованных федеральных и региональных органов власти в уточнении параметров федеральных проектов, требований к региональным программам и инвентаризации объектов, претендующих на государственную поддержку, выявило продуктивность такого подхода и распространения полученного опыта на другие национальные задачи.

Участники Конгресса отметили, что вопрос комплексного использования наиболее значимых для экономики водных объектов, всесторонне обсуждавшийся в ходе Водных конгрессов 2017 – 2020 годов требует своего развития как отдельный национальный проект. Этот проект должен включать в себя как задачи, поставленные НП «Экология», так и задачи развития других водозависимых секторов экономики, включая развитие внутреннего водного транспорта на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

Отдельной задачей, требующей разработки федерального проекта, является совершенствование системы мониторинга водных ресурсов как части комплексной системы мониторинга качества окружающей среды с использованием современных технологий и методов сбора, обработки, анализа и использования данных о сбросах загрязняющих веществ и состоянии водных объектов.

Реализация задач по повышению конкурентоспособности отечественной экономики и ее экспортного потенциала в водной сфере невозможна без государственной поддержки внедрения наилучших доступных технологий в рамках природоохранного законодательства и наилучших перспективных технологий в остальных сегментах водозависимых отраслей. Такую поддержку, учитывая опыт реализации федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», целесообразно осуществлять не обособлено, а в рамках реализуемых национальных проектов «Экология» и «Жилье и городская среда», определив показатели, характеризующие развитие научно-промышленного потенциала и степень внедрения наилучших доступных и перспективных технологий в производственные процессы промышленных предприятий.

Наконец, необходимо последовательно наращивать государственную поддержку мероприятий по снижению объема отводимых в водные объекты загрязненных сточных вод путем строительства и реконструкции (модернизации) инфраструктуры очистных сооружений предприятий водопроводно- канализационного хозяйства, включая ливневые очистные сооружения.

Участниками IV Всероссийского водного конгресса: «Водные ресурсы: национальные приоритеты и задачи. Новые точки экономического и технологического развития водохозяйственного комплекса» сформулированы следующие предложения.

I. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Включить в план работ на первое полугодие 2021 года ряд расширенных заседаний профильных комитетов для обсуждения вопросов совершенствования и расширения национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов и выработки предложений, включающих:

  • целесообразность разработки отдельного национального проекта поддержки комплексного использования наиболее значимых для экономики водных объектов, включающего в себя задачи, поставленные НП «Экология», и задачи развития других водозависимых секторов экономики, в том числе развитие внутреннего водного транспорта на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации;
  • целесообразность разработки федерального проекта в целях совершенствования системы мониторинга водных ресурсов как части комплексной системы мониторинга качества окружающей среды с использованием современных технологий и методов сбора, обработки, анализа и использования данных о сбросах загрязняющих веществ и состоянии водных объектов;
  • создание системы показателей для национальных проектов «Экология», «Жилье и городская среда», а также нового национального проекта поддержки комплексного использования наиболее значимых для экономики водных объектов, характеризующей развитие научно-промышленного потенциала и степень внедрения наилучших доступных и эффективных технологий в производственные процессы промышленных предприятий;
  • целесообразность разработки федерального проекта по снижению объема отводимых в водные объекты загрязненных сточных вод путем строительства и реконструкции (модернизации) инфраструктуры очистных сооружений предприятий водопроводно- канализационного хозяйства, включая ливневые очистные сооружения.

2. Поддержать проведение V Всероссийского водного конгресса 28 — 30 июня 2021 года на площадке ЦВК «Экспоцентр» и открытие новой межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO (ВодЭкспо). Включить их подготовку и организацию в план мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию.

II. Правительству Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность поручения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти:

  • подключиться к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I);
  • выработать согласованные требования к водопользователям в соответствии с новой системой нормирования, введенной Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • рассмотреть возможность расширения географии федерального проекта «Оздоровление Волги» до бассейна реки Волги с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также проработать целесообразность включения в федеральный проект «Оздоровление Волги» дополнительных мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса в бассейне реки Волги в соответствии с разработанной Росрыболовством Программой мероприятий по поддержанию и восстановлению биоресурсного потенциала и биологического разнообразия реки Волги на период 2020-2024 гг. с выделением дополнительного объема финансирования из федерального бюджета;
  • проработать целесообразность включения в состав мероприятий национальных проектов и национальной программы «Цифровая экономика» федерального проекта «Цифровой Обь-Иртышский бассейн» с учетом подготовленных Кемеровской областью – Кузбассом проектных решений, основанных на цифровой трансформации стратегических отраслей экономики и перехода на комплексное управление природными ресурсами на основе больших данных;
  • рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и утверждения Стратегии обращения с осадком сточных вод и водоподготовки, организации межведомственной рабочей группы по реализации Стратегии обращения с осадком сточных вод и водоподготовки, а также разработки национального стандарта/технического регламента в части переработки осадка сточных вод;
  • рассмотреть вопрос целесообразности наделения Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации полномочиями в части поднятия бесхозных затонувших судов, иного затонувшего имущества и их утилизации, а также при необходимости удаления либо утилизации затонувших судов или иного затонувшего имущества, если собственник затонувшего судна, иного затонувшего имущества не выявлен;
  • рассмотреть и оценить целесообразность разработки федерального проекта по снижению объема отводимых в водные объекты загрязненных сточных вод путем строительства и реконструкции (модернизации) инфраструктуры очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, включая ливневые очистные сооружения;
  • проработать вопрос актуализации мер налогового стимулирования спроса на высокотехнологическую продукцию в сфере водоотведения и внесения изменений в Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ ИТС 10- 2019, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1299-р;
  • проработать вопрос создания информационной системы, предусматривающей возможность участия природопользователей в процессе формирования единого информационного пространства экологического мониторинга.

2. Рассмотреть возможность поручения профильным федеральным органам исполнительной власти (Минприроды России, Минстрой России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минцифры России, ФАС России, Роспотребнадзор, Росводресурсы, Росгидромет, Росприроднадзор, Высшие исполнительные органы субъектов РФ) принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть возможность рекомендации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти ускорить внедрение цифровых сервисов, позволяющих эффективно реализовать задачи модернизации государственного управления в природоохранной отрасли и улучшать качество процессов информационного взаимодействия на федеральных платформах.

4. Рассмотреть возможность поддержки решения экспертного совета при Минприроды России о применении в Концепции создания комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации (далее — Концепция) (разрабатывается Минприроды России по поручению Президента России) технологических решений, предусмотренных проектом «Цифровой Обь-Иртышский бассейн» и реализации указанного проекта, в качестве пилотного, в рамках реализации Концепции.

III. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Создать межведомственную рабочую группу для формирования и реализации плана мероприятий, направленных на создание, ведение и использование базы данных о состоянии водных экосистем реки Волги, предусмотрев использование данных подсистем государственного экологического мониторинга, научно-исследовательских работ организаций системы Российской академии наук, производственного экологического контроля, государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

4. В рамках действующей межведомственной рабочей группы «по нормированию сточных вод», под руководством заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации М.К. Керимова:

  • проработать вопрос регламентации сброса незагрязненных/очищенных вод на водосборную площадь/рельеф местности в целях подготовки изменений в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • проработать вопрос внесения изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, позволяющих учитывать сложившийся в водном объекте фон при расчете нормативов допустимых сбросов и введенные на объекте наилучшие доступные технологии.

5. Рассмотреть возможность дополнительного обсуждения целесообразности уточнения критериев отнесения предприятий агропромышленного комплекса и пищевой промышленности к определенной категории в рамках межведомственной рабочей группы по доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории».

6. Совместно с Росприроднадзором, Росводресурсами, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством выработать согласованные требования к водопользователям в соответствии с новой системой нормирования, введенной Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

7. Совместно с Минстроем России и Минфином России рассмотреть возможность расширения географии федерального проекта «Оздоровление Волги» до бассейна реки Волги с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета.

8. Совместно с Роспотребнадзором и Росстандартом выступить с инициативой о разработке стандарта по использованию очищенных сточных вод.

9. Совместно с Росморречфлотом и субъектами Российской Федерации проработать вопрос включения в федеральный проект «Чистая страна», реализуемый в рамках НП «Экология», мероприятие по подъему затонувших судов, определив экологическую целесообразность и необходимость подъема того или иного затонувшего имущества, предусмотрев его финансовое обеспечение за счет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Совместно с Росприроднадзором, Росводресурсами и Росгидрометом рекомендовать ускорить внедрение цифровых сервисов, позволяющих эффективно реализовать задачи модернизации государственного управления в природоохранной отрасли и улучшать качество процессов информационного взаимодействия на федеральных платформах.

11. С участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций-водопользователей рекомендовать рассмотреть вопросы правоприменительной практики в отношении статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации «Право собственности на водные объекты» в части отнесения прудов, обводненных карьеров и иных искусственно созданных водных объектов к водным объектам, находящихся в собственности Российской Федерации. В случае необходимости подготовить законопроект о внесении изменений в статью 8 Водного кодекса Российской Федерации в целях установления уточненных критериев и расширения перечня искусственных водотоков и водоемов, которые могут быть отнесены к водным объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.

12. Совместно с Минфином России и субъектами Российской Федерации оценить целесообразность совершенствования порядка финансирования из бюджетной системы следующих мероприятий:

  • возможность расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений (в случае недостаточности средств, выделяемых из федерального бюджета) — внесение изменений в статью 26 Водного кодекса;
  • пересмотр порядка расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, с учетом специфики субъектов Российской Федерации, в том числе наличия уникальных водных объектов и объема средств, собираемых от платы за водопользование субъектами Российской Федерации и поступающих в доход бюджета Российской Федерации;
  • разработка механизма адресности расходования средств, поступающих от платы за пользование водными объектами, штрафов за нарушение требований водного законодательства, включая создание специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение мероприятий по охране водных объектов;
  • обеспечение дополнительно переданного субъектам Российской Федерации полномочия по берегозащите морских побережий необходимым федеральным финансированием, пересмотрев порядок и механизм расчета выделяемой субвенции;
  • устранение существующего в Водном кодексе противоречия, однозначно предусмотрев возможность осуществления в рамках полномочия по предотвращению негативного воздействия вод мероприятий по инженерной защите территорий и объектов, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт берегоукрепительных сооружений.

13. В целях реализации частей 4 и 5 статьи 30.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части обеспечения контроля (надзора) со стороны Росприроднадзора за выполнением требований о разработке и реализации планов по снижению сбросов внести изменения в следующие нормативно-правовые акты:

  • пункт 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнить следующим абзацем: «государственный экологический надзор за сбросом сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (канализации) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения»;
  • подпункт «а» пункта 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426, после слов «государственного надзора в области использования и охраны водных объектов,» необходимо дополнить словами «государственного экологического надзора за сбросом сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (канализации) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения,»;
  • пункт 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, необходимо дополнить подпунктом 5.1.6.1 следующего содержания: «5.1.6.1. государственный экологический надзор за сбросом сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения (канализации) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения;».

IV. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть возможность создания межведомственной рабочей группы с участием представителей профессионального сообщества в целях устранения недостатков законодательства по проблемам категорирования водных объектов:

  • по вопросу нормирования качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и корректировке критериев, отнесения водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения;
  • разработки и утверждения регламента по включению и исключению водных объектов из государственного рыбохозяйственного реестра;
  • разработки и утверждения Положения о переводе водных объектов из водных объектов рыбохозяйственного значения в водные объекты хозяйственно- бытового назначения.

4. Создать расширенную межведомственную рабочую группу с участием отраслевого сообщества по проработке вопроса государственной поддержки развития и модернизации мелиоративного комплекса, предусмотрев вложение бюджетных и внебюджетных инвестиций в развитие производительных сил мелиоративного комплекса, являющегося сложным природно-техническим объектом, и выработать согласованное решение широкого спектра взаимосвязанных правовых, производственных, инженерно-технических, социально-экономических, научно-методических и экологических вопросов.

V. Министерству транспорта Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть целесообразность разработки отдельного национального проекта поддержки комплексного использования наиболее значимых для экономики водных объектов, включающего в себя задачи, поставленные НП

«Экология», и задачи развития других водозависимых секторов экономики, включая развитие внутреннего водного транспорта на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации.

4. Рассмотреть целесообразность наделения Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации полномочиями в части поднятия бесхозных затонувших судов, иного затонувшего имущества и их утилизации, а также при необходимости удаления либо утилизации затонувших судов или иного затонувшего имущества, если собственник затонувшего судна, иного затонувшего имущества не выявлен.

5. Совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Ростуризмом с учетом значимых преимуществ внутреннего водного транспорта, в том числе низких инфраструктурных издержек и минимального воздействия на окружающую среду, при подготовке национального проекта «Внутренний водный транспорт» рекомендовать обратить особое внимание на необходимость:

  • устранения инфраструктурных ограничений внутренних водных путей (далее – ВВП) с целью создания условий для эффективной работы флота и реализации судостроительных программ в Российской Федерации;
  • создания нормативно-правовых условий для роста грузопотоков по ВВП с целью сбалансированного развития транспортного комплекса, обеспечивающего минимизацию расходов федерального бюджета Российской Федерации и снижение нагрузки на окружающую среду;
  • осуществления жизнеобеспечивающего Северного завоза внутренним водным транспортом;
  • развития круизного судоходства как важной составляющей развития прибрежных территорий.

VI. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть целесообразность разработки федерального проекта по снижению объема отводимых в водные объекты загрязненных сточных вод путем строительства и реконструкции (модернизации) инфраструктуры очистных сооружений предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, включая ливневые очистные сооружения.

4. При реализации мероприятий федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» рекомендовать:

  • Проводить анализ проектных решений на основе требований стоимости жизненного цикла. В качестве основы такого анализа использовать национальный стандарт ГОСТ Р 58785-2019 «Качество воды. Оценка стоимости жизненного цикла для эффективной работы систем и сооружений водоснабжения и водоотведения»;
  • В целях соответствия проектных решений задачам федеральных проектов:
    • проводить технологическую независимую экспертизу проектных решений, в том числе в отношении проектной мощности объектов ВКХ;
    • проводить обязательное технологическое сопровождение проекта при проектировании всех разделов проекта;
    • обеспечить сопровождение и авторский надзор при реализации проекта;
    • обеспечить проведение пуско-наладочных работ (ПНР), в том числе «под нагрузкой»;
    • создать систему обеспечения финансовых гарантий по выходу разработанной установки на проектные показатели;
    • проводить обучение эксплуатационного персонала;
    • проводить экспертизу и проверку работоспособности новых технологических решений и оборудования.

5. При реализации мероприятий федерального проекта «Чистая вода»:

  • Предусмотреть контроль качества обрабатываемой воды по стадиям процесса при реализации проектных решений в области водоподготовки. При возможности использовать автоматические системы контроля качества для определяемых показателей.
  • Рассмотреть возможность внесения изменений в Справочник перспективных технологий. Рекомендовать проведение заседаний соответствующей Межведомственной рабочей группы не реже, чем один раз в квартал.

6. Совместно с Минфином России рассмотреть возможность расширения географии федерального проекта «Оздоровление Волги» до бассейна реки Волги (добавить 14 дополнительных субъектов РФ, расположенных на притоках реки Волги) в части реализации мероприятий Минстроя России по строительству и реконструкции очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, с выделением дополнительного финансирования из федерального бюджета в размере 39,1 млрд рублей.

7. Поддержать работу Роспотребнадзора по созданию интерактивной карты качества воды. В целях наполнения интерактивной карты разработать ведомственный документ об алгоритме предоставления данных программ производственного контроля качества воды, а также разработать механизмы обеспечения достоверности контроля показателей качества питьевой воды, в т.ч. с возможностью передачи данных в онлайн режиме

8. Поддержать работу Росстандарта (ТК 343 Качество воды):

  • по формированию национального стандарта по автоматическому определению загрязнителей в воде ГОСТ Р «Качество воды. Системы автоматического определения загрязнителей»;
  • по актуализации требований к отбору проб воды и формированию современных методик выполнения измерений показателей качества воды;
  • по стандартизации требований к реагентам для нужд питьевого водоснабжения, исходящих из обеспечения безопасности качества реагентов и оптимизации контроля (ГОСТ Р 58580-2019 «Полиоксихлорид алюминия. Технические условия», проект ГОСТ Р «Сульфат алюминия. Технические условия»;
  • по оценке износа объектов водоотведения, при формировании методической документации к национальному стандарту ГОСТ Р 58785-2019 «Качество воды. Оценка стоимости жизненного цикла для эффективной работы систем и сооружений водоснабжения и водоотведения», в частности оценки применения технологий по предотвращению образования сероводорода и сульфидов в хозяйственно-бытовых сточных водах, в том числе с использованием реагентов отечественного производства (таких, как ELiS и др.).

VII. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть возможность создания межведомственной рабочей группы с участием представителей профессионального сообщества по вопросу разработки и принятия нормативной правой базы, предусматривающей возможность участия природопользователей в процессе формирования единого информационного пространства экологического мониторинга.

VII. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть возможность расширения целевых показателей для национальных проектов «Экология», «Жилье и городская среда», а также нового национального проекта поддержки комплексного использования наиболее значимых для экономики водных объектов, характеризующих повышение конкурентоспособности отечественной продукции водохозяйственного комплекса

4. Разработать совместно с Фондом развития промышленности методические указания, рекомендации, на основании которых должны быть сформированы критерии российского происхождения продукции различных отраслей. Такие рекомендации должны быть основаны на определенных принципах, которые, в свою очередь, должны соответствовать целям и задачам, сформулированным в 488-ФЗ, и должны быть сформулированы на уровне государственных институтов. В этом случае критерии, разрабатываемые отраслевыми ассоциациями, также будут соответствовать целям развития промышленности РФ, будут построены по единой логике, обеспечат ясность и прозрачность правил локализации производства на территории РФ.

5. Рассмотреть возможность актуализации мер налогового стимулирования спроса на высокотехнологическую продукцию в сфере водоотведения и внесения изменений в Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ ИТС 10-2019, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1299-р.

VIII. Министерству энергетики Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», в части отмены действия раздела II при производстве электроэнергии на ТЭС и АЭС, как стимулирующую меру по использованию морской воды вместо речной (пресной).

4. Совместно с Минприроды России проработать вопрос внесения изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, позволяющих учитывать сложившийся в водном объекте фон при расчете нормативов допустимых сбросов и введенные на объекте наилучшие доступные технологии.

IX. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Продолжить работу по созданию интерактивной карты качества воды. Разработать ведомственный документ об алгоритме предоставления данных программ производственного контроля качества воды в целях наполнения интерактивной карты.

4. Совместно с Минстроем России, Росстандартом, Фондом содействия реформированию ЖКХ и Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения при формировании программ контроля качества воды рекомендовать:

  • В рамках проектных решений по совершенствованию и модернизации процессов водоподготовки учитывать необходимость контроля параметров качества воды;
  • Разработать механизмы обеспечения достоверности контроля показателей качества питьевой воды, в том числе с возможностью передачи данных в онлайн режиме;
  • Поддержать работу Росстандарта (ТК 343 Качество воды):

1) по формированию национального стандарта по автоматическому определению загрязнителей в воде ГОСТ Р «Качество воды. Системы автоматического определения загрязнителей»;

2) по актуализации требований к отбору проб воды и формированию современных методик выполнения измерений показателей качества воды;

3) по стандартизации требований к реагентам для нужд питьевого водоснабжения, исходящих из обеспечения безопасности качества реагентов и оптимизации контроля (ГОСТ Р 58580-2019 «Полиоксихлорид алюминия. Технические условия», проект ГОСТ Р «Сульфат алюминия. Технические условия»).

X. Федеральному агентству водных ресурсов

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рекомендовать с целью результативного функционирования правовых норм в области мелиорации и водного хозяйства пересмотреть методику подсчета (установления) лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта в части учета каждого конкретного водоисточника, а не участка в целом.

4. Рекомендовать ускорить внедрение цифровых сервисов, позволяющих эффективно реализовать задачи модернизации государственного управления в природоохранной отрасли и улучшать качество процессов информационного взаимодействия на федеральных платформах.

5. Рассмотреть возможность внедрения инструментов ГЧП в водохозяйственный комплекс.

XI. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по

совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Подготовить вместе с отраслевым сообществом и направить в Минприроды России предложения, предусматривающие разграничение понятий «негативного воздействия» и «вреда окружающей среде» в части определения видов, форм, а также критериев деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов, являющихся квалифицирующим признаком вреда, причиненного окружающей среде в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В критериях деградации экосистемы и истощений природных ресурсов определить концентрацию по каждому загрязняющему веществу, которая не наносит вред водному объекту.

4. Направить в территориальные органы Росприроднадзора письмо (разъяснение) о необходимости обязательного проведения органами Росприроднадзора отбора проб в ходе государственного экологического контроля выше и ниже точки сброса сточных вод и в точке сброса и сравнение результатов анализов ниже точек сброса сточных вод с состоянием водного объекта выше точки сброса (фоновой концентрацией) по определенным веществам.

5. Рекомендовать ускорить внедрение цифровых сервисов, позволяющих эффективно реализовать задачи модернизации государственного управления в природоохранной отрасли и улучшать качество процессов информационного взаимодействия на федеральных платформах.

XII. Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рассмотреть целесообразность разработки федерального проекта в целях совершенствования системы мониторинга водных ресурсов как части комплексной системы мониторинга качества окружающей среды с использованием современных технологий и методов сбора, обработки, анализа и использования данных о сбросах загрязняющих веществ и состоянии водных объектов.

4. Рекомендовать ускорить внедрение цифровых сервисов, позволяющих эффективно реализовать задачи модернизации государственного управления в природоохранной отрасли и улучшать качество процессов информационного взаимодействия на федеральных платформах.

XIII. Федеральной антимонопольной службе

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Предусмотреть особый режим корректировки тарифов вследствие неполного исполнения мероприятий производственных и инвестиционных программ, включая корректировку затрат на текущий и капитальный ремонт, определяя ее с учетом фактической собираемости платежей и вводимых ограничений, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции.

4. Предусмотреть возможность направления платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения на погашение займов и кредитов на ведение операционной деятельности без последующих изменений НВВ в сторону уменьшения.

XIII. Высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

1. Рассмотреть возможность подключения к работе расширенных заседаний профильных комитетов Совета Федерации в целях выработки предложений по совершенствованию и расширению национальных приоритетов и задач с учетом накопленного опыта реализации национальных проектов (см. п.1 Предложений в адрес Совета Федерации, часть I).

2. Рассмотреть возможность принять участие в подготовке и проведении V Всероссийского водного конгресса и межотраслевой выставочной экспозиции VODEXPO 2021.

3. Рекомендовать провести анализ действующих региональных программ по развитию водохозяйственного комплекса с учетом опыта реализации национального проекта «Экология», провести добровольную инвентаризацию водных объектов и рассмотреть целесообразность подготовки федеральных проектов по оздоровлению важнейших водных объектов региона, учитывающих результаты реализации действующих федеральных проектов.

2. Рекомендовать принять нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок учета и использования подземных пресных вод на земельных участках, находящихся в собственности, владении и пользовании физических и юридических лиц, а также на участках недр местного значения.

3. Рассмотреть возможность проведения на территориях Всероссийской паспортизации (инвентаризации) объектов добычи подземных пресных вод и создания единой базы данных по административным районам и территории субъекта Российской Федерации.

4. Рекомендовать ввести налоговые льготы по налогу на имущество организаций в части законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в целях государственной поддержки мероприятий по модернизации и повышению энергоэффективности объектов ВКХ.

5. Рассмотреть возможность разработки механизмов стимулирования спроса на сырье и продукцию из осадков, в том числе, в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативов использования сырья и продукции из осадков в соответствии с областями применения.

6. Взять на особый контроль разработку проектно-сметной документации по объектам, реализуемым в рамках федеральных проектов «Оздоровление Волги» и

«Чистая вода», планируемым к реализации в будущем финансовом году, в срок до 31 декабря текущего финансового года, а также усилить контроль за качеством разрабатываемых ПСД.

7. Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию государственной политики в ЖКХ, включить в региональные программы развития ВКХ мероприятия по повышению функционально-технического состояния инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, опираясь на разрабатываемую Минстроем России методологию расчета индексов функционально-технического состояния, национальный стандарт ГОСТ Р 58785-2019 «Качество воды. Оценка стоимости жизненного цикла для эффективной работы систем и сооружений водоснабжения и водоотведения», поддержать органы муниципальной власти и хозяйствующие субъекты в применении ими хорошо зарекомендовавших себя новых технологий, в том числе технологий, позволяющих увеличить срок службы объектов инфраструктуры.

Новости конгресса

Смотреть все новости

Контакты

Организационный комитет Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Контакты

Организационный комитет
Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Задать вопрос

    Спасибо за заявку!

    Вопрос отправлен

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время

    закрыть

    ИТОГИ ПРЕДЫДУЩИХ КОНГРЕССОВ