меню
26.12.2022

Минприроды России предлагает приравнять фактические значения концентраций загрязняющих веществ в стоках водопользователей к нормативам допустимых сбросов в водные объекты

Минприроды России предлагает приравнять фактические значения концентраций загрязняющих веществ в стоках водопользователей к нормативам допустимых сбросов в водные объекты

По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения такой подход противоречит требованиям действующего природоохранного законодательства, предусматривает ещё более жесткие ограничения к сбросам стоков в водоёмы, усложняет работу по модернизации очистных сооружений, а также ужесточает требования к абонентам водоканалов.

Речь идёт о проекте приказа Минприроды России «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1118 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».

К чему может привести предлагаемая министерством концепция расчета величин нормативов допустимых сбросов на водные объекты на основе фактических значений концентраций загрязняющих веществ в стоках водопользователей?

  • Прямое противоречие требованиям пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так действующая система расчёта нормативов допустимых сбросов, прописанная в 7-ФЗ, основана на нормативах качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

При этом фактический сброс не является расчетной величиной, а соответственно не учитывает фоновое состояние водного объекта и, следовательно, не может являться базой для расчета величины норматива допустимого сброса.

  • Противоречие принципу допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

При соблюдении нормативов допустимых сбросов сточные воды не могут причинять вред и приводить к негативным последствиям для окружающей среды, так как они обеспечивают соблюдение предельно допустимых концентраций воздействия на водный объект. Проект приказа по сути предлагает ограничить безвредный уровень сброса.

Таким образом, документ вводит искусственное ограничение, потенциально влекущее рост количества дел об административных правонарушениях, о причинении вреда водным объектам, биологическим ресурсам, росту платы за негативное воздействие с применением коэффициента 100 при фактическом отсутствии даже потенциального вреда для окружающей среды.

  • Значения концентраций фактического сброса в большинстве случаев будут превышаться при реконструкции очистных сооружений (например, вывода из эксплуатации аэротенка или вторичного отстойника).

В этот период поочередно выводятся из эксплуатации объекты для проведения работ, что приводит к росту нагрузки на оставшиеся. Вывод отдельных сооружений неизбежно приводит к тому, что концентрации в очищенных сточных водах в этот период превышают те, что имели место в предшествующие календарные годы. Это неизбежное условие последующего улучшения качества сбрасываемых сточных вод будет приводить к нарушениям и последующим штрафам.

  • Расчёты НДС по фактическому сбросу также приведут к ужесточению требований к сбросу сточных вод абонентов в централизованные системы водоотведения.

Так согласно пункту 10 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для объектов централизованных систем водоотведения в отношении загрязняющих веществ нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента.

С учетом столь существенного сокращения величины нормативов допустимых сбросов следует ожидать сопоставимого кратного необоснованного и избыточного сокращения величины нормативов состава для абонентов. Это в свою очередь приведет к существенному росту платы абонентов за превышение нормативов состава сточных вод, а также повлечет необходимость разработки и реализации ими планов снижения сбросов.

Представленные замечания и предложения по их снятию, направлены в Минприроды России и профильную рабочую группу по регуляторной гильотине.    

 

Новости конгресса

Смотреть все новости

Контакты

Организационный комитет Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Контакты

Организационный комитет
Всероссийского водного конгресса: МОСКВА, УЛ. МОСФИЛЬМОВСКАЯ 35, СТР 2

+7 (495) 055-23-17 info@watercongress.ru info@raww.ru

Задать вопрос

    Спасибо за заявку!

    Вопрос отправлен

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время

    ×
    закрыть

    ИТОГИ ПРЕДЫДУЩИХ КОНГРЕССОВ